ЛОЖКА ДОРОГА К ОБЕДУ
Следующий далее отрывок из документа относится к истории ленд-лиза. Личное и секретное послание от премьера И.В. Сталина премьер-министру г. У. Черчиллю отправленное 2 апреля 1943 года:
«Получил Ваше послание от 30 марта с сообщением о том, что нужда заставляет Вас и г. Рузвельта отменить посылку конвоев в СССР до сентября. Я понимаю этот неожиданный акт, как катастрофическое сокращение поставок военного сырья и вооружения Советскому Союзу со стороны Великобритании и США, так как путь через Великий океан ограничен тоннажем и мало надежен, а южный путь имеет небольшую пропускную способность, ввиду чего оба эти пути не могут компенсировать прекращения подвоза по северному пути. Понятно, что это обстоятельство не может не отразиться на положении советских войск».
Объявленной, со стороны союзников, причиной прекращения отправки конвоев в советские северные порты Мурманск и Архангельск, являлась подготовка к операции против Италии, высадке на её территории.
Так, конвой JW-53 отправился из Ливерпуля 15 февраля 1943 года, а следующий конвой JW-54A был отправлен 15 ноября 1943 года. В результате этого восьмимесячного перерыва и прочих причин к концу действия второго протокола было недопоставлено 1,5 млн. т грузов. Хотя в целом по итогам 1943 года объём поставок по ленд-лизу в СССР значительно вырос, в основном за счёт поставок через Иран, где американцы на узлах коммуникаций сменили британцев.
В истории поставок грузов по программе ленд-лиза это был уже не первый перерыв. Так летом 1942 года арктические конвои прерывались на 2 месяца, после того, как прошёл один конвой в сентябре 1942 года, произошёл ещё один перерыв на 3 месяца. Тогда, перерыв в поставках союзниками списывался на подготовку к высадке в Северной Африке. Не малыми были и потери в пути в 1941-1942 году, так ответственный за программу ленд-лиза в США Эдвард Стеттиниус писал:
«В первые 9 месяцев выполнения нашей советской программы, когда почти все грузы доставлялись северным путем, 15% всего, что мы так или иначе отправляли в Россию, оказывалось на дне океана. В следующий год мы сократили потери с 15 до 2%».
В целом, в наиболее тяжёлые для СССР 1941 - 1943 годы союзники не выполни взятые на себя обязательства по объёмам поставок связанных с программой ленд-лиза. Большая половина всех поставок пришлись на 1944 – 1945 годы, когда хребет германской военной машины уже был сломан. Но, вне всякого сомнения, эти поставки помогли победить нацистский III Рейх, сократив сроки самой войны.
Изначально, удерживание этой самой войны вдали от берегов США, было главным аргументом в пользу программы ленд-лиза, когда она ещё принималась в 1941 году, изначально, для Великобритании и Китая. Позже добавился ещё один веский аргумент – деньги! Председатель финансового комитета Конгресса США с предельной откровенностью изложил эту прагматичную калькуляцию пользы ленд-лиза, тогдашнему госсекретарю США Стеттениусу:
«...[США] сейчас тратят около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов страны. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно».
Но, как мы видим, на практике вопроса, интересы СССР и Красной армии, главной сражающейся силы в те годы, союзниками не всегда учитывались. И ими пренебрегали, в пользу собственных операций, хотя сами эти операции с трудом были бы возможны без советских побед над нацистами в 1941-м под Тихвином, Ростовом и Москвой, без героической обороны Ленинграда, без победы в 1942-м под Сталинградом и других участках огромного советско-германского фронта. Тогда это многие понимали:
«…Россия уже внесла свой вклад, не измеряемый ни в долларах, ни в тоннах. Это — миллионы нацистских солдат, убитых или попавших в лагеря для военнопленных; это — нацистские танки, уничтоженные в боях, и нацистские пушки и грузовики, брошенные отступающими немецкими армиями. Русские заплатили тяжкую цену за победы, одержанные в боях ради защиты родной земли от врага, но при этом они нанесли и непоправимый ущерб нацистской военной машине, значительно сократив сроки войны» - госсекретарь США Эдвард Стеттиниус.
___________________________________
На фото: Март 1943 года. Иран. Грузовая колонна армии США, перевозит грузы для России. Грузовики переползают через заснеженные горные перевалы.
#втораямировая #ВОВ #союзники
Следующий далее отрывок из документа относится к истории ленд-лиза. Личное и секретное послание от премьера И.В. Сталина премьер-министру г. У. Черчиллю отправленное 2 апреля 1943 года:
«Получил Ваше послание от 30 марта с сообщением о том, что нужда заставляет Вас и г. Рузвельта отменить посылку конвоев в СССР до сентября. Я понимаю этот неожиданный акт, как катастрофическое сокращение поставок военного сырья и вооружения Советскому Союзу со стороны Великобритании и США, так как путь через Великий океан ограничен тоннажем и мало надежен, а южный путь имеет небольшую пропускную способность, ввиду чего оба эти пути не могут компенсировать прекращения подвоза по северному пути. Понятно, что это обстоятельство не может не отразиться на положении советских войск».
Объявленной, со стороны союзников, причиной прекращения отправки конвоев в советские северные порты Мурманск и Архангельск, являлась подготовка к операции против Италии, высадке на её территории.
Так, конвой JW-53 отправился из Ливерпуля 15 февраля 1943 года, а следующий конвой JW-54A был отправлен 15 ноября 1943 года. В результате этого восьмимесячного перерыва и прочих причин к концу действия второго протокола было недопоставлено 1,5 млн. т грузов. Хотя в целом по итогам 1943 года объём поставок по ленд-лизу в СССР значительно вырос, в основном за счёт поставок через Иран, где американцы на узлах коммуникаций сменили британцев.
В истории поставок грузов по программе ленд-лиза это был уже не первый перерыв. Так летом 1942 года арктические конвои прерывались на 2 месяца, после того, как прошёл один конвой в сентябре 1942 года, произошёл ещё один перерыв на 3 месяца. Тогда, перерыв в поставках союзниками списывался на подготовку к высадке в Северной Африке. Не малыми были и потери в пути в 1941-1942 году, так ответственный за программу ленд-лиза в США Эдвард Стеттиниус писал:
«В первые 9 месяцев выполнения нашей советской программы, когда почти все грузы доставлялись северным путем, 15% всего, что мы так или иначе отправляли в Россию, оказывалось на дне океана. В следующий год мы сократили потери с 15 до 2%».
В целом, в наиболее тяжёлые для СССР 1941 - 1943 годы союзники не выполни взятые на себя обязательства по объёмам поставок связанных с программой ленд-лиза. Большая половина всех поставок пришлись на 1944 – 1945 годы, когда хребет германской военной машины уже был сломан. Но, вне всякого сомнения, эти поставки помогли победить нацистский III Рейх, сократив сроки самой войны.
Изначально, удерживание этой самой войны вдали от берегов США, было главным аргументом в пользу программы ленд-лиза, когда она ещё принималась в 1941 году, изначально, для Великобритании и Китая. Позже добавился ещё один веский аргумент – деньги! Председатель финансового комитета Конгресса США с предельной откровенностью изложил эту прагматичную калькуляцию пользы ленд-лиза, тогдашнему госсекретарю США Стеттениусу:
«...[США] сейчас тратят около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов страны. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно».
Но, как мы видим, на практике вопроса, интересы СССР и Красной армии, главной сражающейся силы в те годы, союзниками не всегда учитывались. И ими пренебрегали, в пользу собственных операций, хотя сами эти операции с трудом были бы возможны без советских побед над нацистами в 1941-м под Тихвином, Ростовом и Москвой, без героической обороны Ленинграда, без победы в 1942-м под Сталинградом и других участках огромного советско-германского фронта. Тогда это многие понимали:
«…Россия уже внесла свой вклад, не измеряемый ни в долларах, ни в тоннах. Это — миллионы нацистских солдат, убитых или попавших в лагеря для военнопленных; это — нацистские танки, уничтоженные в боях, и нацистские пушки и грузовики, брошенные отступающими немецкими армиями. Русские заплатили тяжкую цену за победы, одержанные в боях ради защиты родной земли от врага, но при этом они нанесли и непоправимый ущерб нацистской военной машине, значительно сократив сроки войны» - госсекретарь США Эдвард Стеттиниус.
___________________________________
На фото: Март 1943 года. Иран. Грузовая колонна армии США, перевозит грузы для России. Грузовики переползают через заснеженные горные перевалы.
#втораямировая #ВОВ #союзники
ЛОЖКА ДОРОГА К ОБЕДУ
Следующий далее отрывок из документа относится к истории ленд-лиза. Личное и секретное послание от премьера И.В. Сталина премьер-министру г. У. Черчиллю отправленное 2 апреля 1943 года:
«Получил Ваше послание от 30 марта с сообщением о том, что нужда заставляет Вас и г. Рузвельта отменить посылку конвоев в СССР до сентября. Я понимаю этот неожиданный акт, как катастрофическое сокращение поставок военного сырья и вооружения Советскому Союзу со стороны Великобритании и США, так как путь через Великий океан ограничен тоннажем и мало надежен, а южный путь имеет небольшую пропускную способность, ввиду чего оба эти пути не могут компенсировать прекращения подвоза по северному пути. Понятно, что это обстоятельство не может не отразиться на положении советских войск».
Объявленной, со стороны союзников, причиной прекращения отправки конвоев в советские северные порты Мурманск и Архангельск, являлась подготовка к операции против Италии, высадке на её территории.
Так, конвой JW-53 отправился из Ливерпуля 15 февраля 1943 года, а следующий конвой JW-54A был отправлен 15 ноября 1943 года. В результате этого восьмимесячного перерыва и прочих причин к концу действия второго протокола было недопоставлено 1,5 млн. т грузов. Хотя в целом по итогам 1943 года объём поставок по ленд-лизу в СССР значительно вырос, в основном за счёт поставок через Иран, где американцы на узлах коммуникаций сменили британцев.
В истории поставок грузов по программе ленд-лиза это был уже не первый перерыв. Так летом 1942 года арктические конвои прерывались на 2 месяца, после того, как прошёл один конвой в сентябре 1942 года, произошёл ещё один перерыв на 3 месяца. Тогда, перерыв в поставках союзниками списывался на подготовку к высадке в Северной Африке. Не малыми были и потери в пути в 1941-1942 году, так ответственный за программу ленд-лиза в США Эдвард Стеттиниус писал:
«В первые 9 месяцев выполнения нашей советской программы, когда почти все грузы доставлялись северным путем, 15% всего, что мы так или иначе отправляли в Россию, оказывалось на дне океана. В следующий год мы сократили потери с 15 до 2%».
В целом, в наиболее тяжёлые для СССР 1941 - 1943 годы союзники не выполни взятые на себя обязательства по объёмам поставок связанных с программой ленд-лиза. Большая половина всех поставок пришлись на 1944 – 1945 годы, когда хребет германской военной машины уже был сломан. Но, вне всякого сомнения, эти поставки помогли победить нацистский III Рейх, сократив сроки самой войны.
Изначально, удерживание этой самой войны вдали от берегов США, было главным аргументом в пользу программы ленд-лиза, когда она ещё принималась в 1941 году, изначально, для Великобритании и Китая. Позже добавился ещё один веский аргумент – деньги! Председатель финансового комитета Конгресса США с предельной откровенностью изложил эту прагматичную калькуляцию пользы ленд-лиза, тогдашнему госсекретарю США Стеттениусу:
«...[США] сейчас тратят около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов страны. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно».
Но, как мы видим, на практике вопроса, интересы СССР и Красной армии, главной сражающейся силы в те годы, союзниками не всегда учитывались. И ими пренебрегали, в пользу собственных операций, хотя сами эти операции с трудом были бы возможны без советских побед над нацистами в 1941-м под Тихвином, Ростовом и Москвой, без героической обороны Ленинграда, без победы в 1942-м под Сталинградом и других участках огромного советско-германского фронта. Тогда это многие понимали:
«…Россия уже внесла свой вклад, не измеряемый ни в долларах, ни в тоннах. Это — миллионы нацистских солдат, убитых или попавших в лагеря для военнопленных; это — нацистские танки, уничтоженные в боях, и нацистские пушки и грузовики, брошенные отступающими немецкими армиями. Русские заплатили тяжкую цену за победы, одержанные в боях ради защиты родной земли от врага, но при этом они нанесли и непоправимый ущерб нацистской военной машине, значительно сократив сроки войны» - госсекретарь США Эдвард Стеттиниус.
___________________________________
На фото: Март 1943 года. Иран. Грузовая колонна армии США, перевозит грузы для России. Грузовики переползают через заснеженные горные перевалы.
#втораямировая #ВОВ #союзники
·72 Просмотры
·0 Оценили